Как восстановить разбитый карболитовый корпус фильмоскопа Ф-64

Реставрация карболитового корпуса фильмоскопа Ф-64

19.11.2018

Расколотый на 4 части корпус фильмоскопа Ф-64 Фильмоскоп Ф-64 выпускался в 1960-х годах в Загорске на заводе №6 Школьного приборостроения. В настоящее время встречается нечасто. Прежде всего, из-за своего скользкого и хрупкого карболитового корпуса, который легко раскалывается даже из-за небольших ударов. Мне несколько раз встречались экземпляры, в которых люди пытались склеивать расколотые корпуса суперклеем, моментом, герметиком и другими составами, которые оказались у них под рукой. Итоговый результат всегда был ожидаемо печальный. Но однажды мне предложили приобрести фильмоскоп Ф-64 со слов владельца по телефону "недорого, рабочий в хорошем состоянии, но с немного поломанным корпусом". Состояние у фильмоскопа, действительно, оказалось в общем довольно хорошее, но передняя половина корпуса была расколота на 4 части. Плюсом в этой ситуации было то, что его не пытались самостоятельно склеить и отремонтировать. Было принято решение аппарат брать и разбитый корпус аккуратно восстановить. В данном случае, простое склеивание чем бы то ни было занятие абсолютно бесполезное и неэффективное.

  • Во-первых, сделать это на 100% чисто и аккуратно не получится. Остатки и следы клея где-нибудь видны будут.
  • Во-вторых, даже при очень аккуратной склейке хорошо будут видны швы и сколы в тех местах, где мелкие кусочки карболита были утеряны.
  • В-третьих, толщина карболитовых стенок всего 3 мм. и прочность простой склейки по шву будет очень низкой. Даже при небольших нагрузках корпус легко расколется по этим же швам.

фото 3Димексид отлично стирает излишки суперклея, но оставшийся клей становится ярко-белым и требует маскировки фото 2Первый этап. Куски корпуса зафиксированы суперклеем. Примерно так же обычно выглядит окончательный результат самостоятельного ремонта. Несмотря на всё сказанное выше, первым делом корпус нужно склеить:) Но это не самодостаточный способ ремонта, а лишь один из самых первых этапов работ. Для проведения реставрации, все осколки нужно между собой надёжно зафиксировать. Суперклей в этом деле отличный помощник. Получается быстро и довольно крепко. Самое важное на этом этапе, чтобы все осколки были зафиксированы ровно и аккуратно. Иначе в дальнейшем придётся устранять ступеньки на швах. А лишняя дополнительная работа совсем ни к чему. Уделяя всё внимание тщательному совмещению швов, не замечаешь местами излишки клея, попадаешь в них пальцами, приклеиваешься, размазываешь. На фото 2 можно увидеть результат сего действа. Самостоятельный ремонт, про который я говорил в начале статьи, обычно примерно так и выглядит. Но на данном этапе такая заляпаность не страшна. Излишки клея будут смыты, а карболит на последнем этапе работ отшлифован и отполирован. Для смывки излишков суперклея прекрасно подходит Димексид. Продаётся в аптеке, стоит недорого. При работе с ним нужно быть аккуратным. Димексид быстро и отлично впитывается через кожу в кровь вместе с веществами, которые в нём были дополнительно растворены (в нашем случае цианоакрилат). Так же надо учитывать, что суперклей, который полностью не растворится, станет ярко-белым. Для тёмного корпуса это является неприятным побочным эффектом. Результат смывки излишков клея можно увидеть на фото 3.

Все швы покрашены и вместе со сколами залиты эпоксидкойфото 4 Конечно же, белые контрастные швы совершенно не фото 5Ткань с эпоксидной смолой будут силовым каркасом восстановленного корпусаприемлемы при качественной реставрации. Их нужно сделать как можно незаметнее. Так же, несмотря на точную склейку кусков корпуса, швы тактильно ощущаются, а в некоторых местах присутствуют сколы, материал с которых был утерян. Цвет карболитового корпуса неравномерный, коричневых оттенков с чёрными вкраплениями. Для маскировки швов я решил использовать красные и чёрные перманентные чернила на спиртовой основе. Они текучие, быстро высыхают, оставляя тонкий слой пигмента, и имеют хорошую адгезию. Излишки легко убираются спиртом. После маскировки, для заполнения швов и сколов я использовал прозрачную эпоксидную смолу (фото 4). После кристаллизации, карболит на сколах под смолой будет иметь "мокрый эффект" и после шлифовки с полировкой эти места визуально и тактильно не будут вызывать ощущение чего-то инородного. До текущего момента, части корпуса были лишь зафиксированы между собой суперклеем. Для придания прочности, с обратной стороны все швы заматировал наждачкой и проклеил тканью пропитанной эпоксидкой (фото 5).

Основные этапы работы выполнены. Надо подождать сутки, пока эпоксидка окончательно полимеризуется и можно приступать к шлифовке. Шлифование - это самая монотонная и нудная часть всей операции. Делается в несколько этапов разными наждачками с зерном 600, 800, 1000, 1500, 2000. Самой крупной убираем излишки эпоксидки. Постепенно уменьшая зерно, нужно добиться равномерно гладкой поверхности (фото 6). Последний этап - полировка. Сначала нужно хорошенько пройтись мелкозернистой финишной полиролью, пока цвет и блеск всего корпуса не станет равномерным. Последним этапом можно использовать специальную полироль для пластика. Она окончательно закупоривает все микротрещины, придаёт насыщенный цвет и глубокий блеск (фото 7).
Материалы, использованные для реставрации карболитового корпуса фильмоскопа Ф-64:
Суперклей;
Димексид;
Перманентные чернила (красные, чёрные);
Двухкомпонентная эпоксидная смола;
Кусок ткани;
Наждачки разной зернистости;
Финишная автополироль и шлифмашинка;
Реставратор пластика DoctorWax;

Корпус фильмоскопа Ф-64 после шлифовкифото 6 Отреставрированный и отполированный корпус фильмоскопа Ф-64фото 7 Материалы, использованные для реставрации карболитового корпуса фильмоскопа Ф-64фото 8