Реставрация, ремонт и модернизация фильмоскопа МФ-85 Огонёк

Реставрация, ремонт и модернизация фильмоскопа МФ-85 Огонёк

27.01.2022

Корпус фильмоскопа МФ-85 Огонёк зачищен и обработан преобразователем ржавчины В обзоре фильмоскопов серии Огонёк я уже писал, что из-за некачественной окраски очень тонким слоем, эти модели часто имеют пятна ржавчины. Помимо простейшей и низкокачественной оптики это вторая веская причина, по которой я не люблю фото 2Подготовка корпуса Огонька для дальнейшей покраски связываться с этой моделью. Тем не менее, иногда такие фильмоскопы достаются мне не очень дорого или клиенты просят отремонтировать/восстановить их любимый фильмоскоп из детства. Я уже неоднократно писал, что мантра "такой был у меня в детстве" является сильнейшим аргументом при выборе той или иной модели. Иногда таких людей совершенно бесполезно переубеждать, что существуют более качественные и удобные фильмоскопы.
Изначально я планировал об этом кратко написать в обзоре Огонька, но он получился слишком большой и я решил вынести дополнительные материалы в отдельную статью. По этой причине я, к сожалению, не сделал фотографии в каком виде был данный экземпляр Огонька перед началом работ. Поэтому первые фотографии это уже зачищенный и обработанный преобразователем ржавчины корпус. Тем не менее, по площади обработки вполне можно себе представить в каком виде он был изначально.

Качество окраски фильмоскопов Огонёк. Хорошо видны точки голого металла, который уже начал ржаветьфото 3 В оригинале Огоньки окрашивались серой молотковой краской. Найти современные аналоги такой краски труда не составляет, как наливные, так и в аэрозоле. Специальный состав краски способствует изменению поверхностного натяжения плёнки. Благодаря этому получается эффект "кратеров" когда краска из центра капли стягивается к краям. Даже при толстом слое краски, центр "кратера" может оголиться до металла. Поэтому, детали молотковыми красками рекомендуют окрашивать в 2-3 слоя. У Огоньков под одним тонким слоем краски находится голый металл, отсюда все проблемы. На фото слева, сделанном с расстояния 3 см в режиме макросъёмки, можно увидеть структуру окраски и точки открытого металла, которые уже начали ржаветь. При не очень благоприятных условиях хранения (в гараже, на чердаке, в сарае на даче и других местах, где может присутствовать любая влажность) такие точки разрастаются и начинают ржаветь уже под краской. Но справедливости ради, стоит сказать, что иногда встречаются Огоньки и с качественной окраской. Их сразу видно по более толстому слою краски без просвечивающегося металла. А под краской у них грунт оранжевого цвета, который стирается довольно трудно. Могу предположить, что грунт кислотный или эпоксидный. Но встречаются такие, качественно окрашенные, экземпляры довольно редко. Сам фото 7Покрашенный корпус от фильмоскопа МФ-85 Огонёк фото 6Покрашенный корпус от фильмоскопа МФ-85 Огонёк фото 5Покрашенный корпус от фильмоскопа МФ-85 Огонёк фото 4Покрашенный корпус от фильмоскопа МФ-85 Огонёк процесс покраски, думаю, смысла описывать нет. На фото № 4, 5, 6, 7 можно увидеть готовый результат.






Шильдик фильмоскопа МФ-85. Сверху оригинальный с царапинами, снизу самодельный с восстановленным рисункомфото 8 Следующий этап это изготовление нового шильдика, так как родной был сильно поцарапан. Модификация МФ-85 встречается не очень часто, но за много лет у меня накопилось три шильдика от этой модели разной степени потёртости в разных местах. Мне удалось из трёх экземпляров восстановить целостный рисунок для самостоятельного изготовления нового шильдика. Сравнительное изображение оригинала и новодела можно увидеть на фото 8.

В обзоре Огонька я так же упоминал о том, что с родной лампой А6-21 качество проекции оставляет желать лучшего. В этой модели используется двухлинзовый конденсор и однолинзовый объектив типа Монокль. Такая оптическая схема чувствительна к размеру источника света. Идеальный источник света для этой схемы — точка, расположенная точно по центру оптической оси. Всё, что больше, вносит паразитные искажения в проекцию. Размер этих искажений зависит от качества оптики и размера источника света. Чем больше источник, тем больше искажения. Лампа А6-21 имеет довольно большое тело накала, поэтому проекция у всех модификаций Огонька МФ-74, МФ-80, МФ-85 имеет ярко выраженную кривизну поля, усиленную сферической аберрацией. Это проявляется в виде размытых углов, когда изображение сфокусировано по центру или в виде размытого центра, когда изображение фокусируется по углам. Для уменьшения этих искажений отлично подходит кинопроекционная лампа К6-30-1, которая имеет в 2-3 раза меньшее тело накала. Это специальная кинолампа для проекционных приборов. По хорошему, именно фото 10Для уменьшения напряжения на патроне, можно установить керамический резистор фото 9Для установки сопротивления на Огоньке можно использовать штатное крепление для отражателя эту лампу изначально нужно было использовать в этом фильмоскопе. Но, видимо, с экономической точки зрения поставили более дешёвую автомобильную лампу и более дешёвый трансформатор, который даёт напряжение 7в. А с таким напряжением просто так заменить лампу на К6-30-1 уже не получится, т.к. она будет быстро перегорать. Чтобы фильмоскопом Огонёк можно было пользоваться с удовольствием, в цепь питания лампы я устанавливаю керамический резистор сопротивлением 0,22Ом, мощностью 10Вт (фото 9, 10). Такая модернизация позволяет понизить напряжение на патроне на 1 вольт и использовать лампу К6-30-1. Пример проекции с обеими лампами можно увидеть на (фото 11). Фотографии сделаны с одинаковыми ручными настройками диафрагмы и выдержки. Кадр диафильма в обоих случаях фокусирован по центру. На проекции с лампой А6-21 можно увидеть, что центр так же менее резкий, чем у соседнего кадра. Сделано это специально, т.к. при полной фокусировке по центру с лампой А6-21 края кадра будут совсем размытыми. А при такой фокусировке будет немного смягчён центр, но края останутся более-менее читаемые. Так же можно заметить, что проекция с лампой К6-30-1 лишь немного ярче оригинала, хотя разница в мощности между этими лампами 43%. В данном случае, надо иметь в виду, что родная лампа А6-21 работала при напряжении трансформатора 7в и это увеличило её мощность и яркость до 25Вт. Кинолампа К6-30-1 подключена через резистор и на неё подаётся напряжение ровно 6в и работает она со своей расчётной мощностью 30Вт. Поэтому разница в яркости проекций не очень большая.
У некоторых экземпляров Огоньков существует проблема с плавной и аккуратной протяжкой диафильмов. В этом виноват фильмовый адаптер, который сделан из тонкого металла и имеет острые углы. За эти углы плёнка цепляется перфорацией и прокрутка диафильмов в прямом и обратном направлениях может заедать. Так же есть шанс перфорацию повредить. Для плавной протяжки диафильмов желательно эти углы сточить и скруглить надфилем (фото 12). Замена резиновых роликов и ограничительной распорки между ними уже давно является стандартной процедурой почти для всех фильмоскопов, которые ко мне попадают. Окончательный результат всех проделанных работ можно увидеть на фото 13.
Как видите, даже у комплектных и работающих фильмоскопов Огонёк МФ-74, МФ-80, МФ-85 всегда есть, что переделать и улучшить для более качественной и приятной работы.

Качество проекции на фильмоскопе Огонёк. Слева с родной лампой А6-21. Справа с лампой К6-30-1фото 11 Для того чтобы на фильмоскопе огонек диафильмы не цеплялись перфорацией за острые углы, их нужно аккуратно скруглить надфилем.фото 12 Готовый результат. Фильмоскоп МФ-85 огонек после всех проведённых реставрационных работфото 13












Саеко запчасти - все ремонтируемые модели кофемашин saeco саеко remochka.ru.