Реставрация раритетных фильмоскопов ФГК-49

Фильмоскоп-конструктор (не бит, не крашен).

17.05.2017

На вторичном автомобильном рынке есть такое понятие, как машина-конструктор. Это авто, собранное из нескольких похожих моделей после сильных аварий, которые были куплены за бесценок. Потом готовая машина продаётся за приличные деньги, как не битая и не крашенная. Вспомнил я это, т.к. недавно попались мне 3 фильмоскопа ФГК-49. Все со значительными косяками и в плачевном состоянии. Отдали их за символическую плату на запчасти. Каждый фильмоскоп по отдельности для использования абсолютно не пригоден.

Три убитых фильмоскопа ФГК-49 Первый залит какой-то белой фигнёй, ржавый хром объектива, сломан выключатель У второго нет оптики и он весь в комьях земли Вид спереди на три убитых фильмоскопа ФГК-49 У ФГК-49 нет линз в объективе и сломан выключатель

Один из них, судя по налипшим комьям земли, в буквальном смысле откуда-то выкопали. Так же у него отсутствует объектив. Второй залит чем-то непонятно белым, нет линз в объективе и выключателя. У третьего отсутствует трансформатор, колодка смены входящего напряжения и линзы в конденсоре, сломан выключатель. У всех трёх присутствуют сколы краски и ржавчина. И всё это вылезло только при беглом внешнем осмотре без проверки реальной работоспособности.

Фильмоскопы ФГК-49 разобраны и отмыты для проведения реставрацииЗадуманное мероприятие можно разделить на 3 этапа - подготовительный и две цели. Подготовка включает в себя полную разборку аппаратов. Все детали нужно тщательно отмыть от грязи и отложений. С металлических деталей убрать рыхлую ржавчину и отслаивающуюся краску.

  • Цель №1 выбрать из получившейся кучи наиболее качественные детали и собрать один полностью комплектный и рабочий фильмоскоп ФГК-49 с наименьшими трудозатратами.
  • Цель №2 из оставшихся деталей попытаться собрать ещё один рабочий фильмоскоп. Это в идеальном случае. Либо более менее целый аппарат, который в будущем можно будет использовать как донор запчастей.

Результат подготовительного этапа можно увидеть на фото справа. С двух корпусов слезло довольно много краски и имеется ржавчина. Третий корпус так же имеет потёртости и сколы, но в гораздо меньшем количестве и почти без ржавчины. Его буду использовать для первого фильмоскопа. Все небольшие косяки этого корпуса можно увидеть на фотках ниже. Их обработаю преобразователем ржавчины и покрашу.

Ржавчина и косяки по корпусу, которые надо будет устранить Ржавчина и косяки по корпусу, которые надо будет устранить Ржавчина и косяки по корпусу, которые надо будет устранить Ржавчина и косяки по корпусу, которые надо будет устранить Ржавчина и косяки по корпусу, которые надо будет устранить

Так же нужно привести в порядок деревянный кофр для хранения. Изначальное его состояние можно увидеть на фото 1 и 4 (расположен на них справа). Кофр довольно потрёпанный. Боковины из фанеры по краям расслоились. После помывки часть краски смылась и на металлических элементах стала хорошо видна Советская вилка 50-х годов до полировки и после ржавчина. Металл на кофре отшлифовал мелкой наждачкой и обработал преобразователем ржавчины. Фанеру проклеил. И в завершение весь кофр полностью покрасил.
Хромированный держатель для объектива был весь в небольших точках ржи. Лить на него преобразователь нельзя, т.к. хром может отслоиться. В этом случае очень хорошо помогает специальная полироль для хрома. От ржавчины не остаётся и следа. В дополнение убираются микроцарапинки.
На данный момент фильмоскопам ФГК-49 по 50-60 лет и проводка зачастую требует замены, т.к. изоляция на ней от старости трескается и рассыпается. Данный экземпляр не исключение и всю необходимую проводку заменил.

Корпус ФГК-49 после покраски и полировки  Корпус ФГК-49 после покраски и полировки  Корпус ФГК-49 после покраски и полировки  Корпус ФГК-49 после покраски и полировки
Фильмоскоп ФГК-49 и защитный кофр после реставрации Вид сбоку на отреставрированный фильмоскоп ФГК-49 Отреставрированный фильмоскоп ФГК-49. Фото сзади Фильмоскоп ФГК-49 после реставрации
Вилку оставил советскую 50-х годов, чтобы максимально сохранить родной вид и дух того времени. Лишь контактные штырьки отполировал, чтобы были, как новые.
После покраски корпуса при внимательном рассмотрении можно увидеть, что обработанные места заметно выделяются своим блеском на фоне потускневшего за несколько десятилетий покрытия. Чтобы избавиться от этого неприятного эффекта, весь корпус надо обработать чёрной полиролью. Она восстанавливает блеск старой краски и создаёт защитное покрытие.
Конечный результат первого этапа работы представлен на фото слева.

Цель №2
Проанализировав количество и качество деталей, оставшихся после первого этапа работы, я пришёл к выводу, что их хватит на второй, почти полноценный фильмоскоп. Почти, потому что он будет полностью рабочий, но с двумя небольшими отличиями от оригинала:
  1 - не будет выключателя в передней части и лампа начнёт светить сразу при включении в розетку;
  2 - крышка осветительного отсека будет закреплена не оригинальным крепежом, а винтами. Почему так расскажу ниже;
Эти два отличия на работу фильмоскопа не влияют и могут быть заметны и важны лишь для коллекционеров, которые хотят иметь у себя 100% оригинальный аппарат.
Корпус второго фильмоскопа ФГК-49 подготовлен к покраскеОсновная работа придётся на реставрацию корпуса, так как оставшиеся железки имеют много отслоившейся краски и ржавчины. Защитный деревянный кофр у этого экземпляра крепится защёлками, поэтому из оставшихся двух оснований можно использовать только то, у которого есть ушки для этих защёлок. А оно в более плохом состоянии, немного погнуто и измазано коричневой краской. Радует, что в оригинале основание покрашено однородной глянцевой краской и на нём не используется текстура, похожая на кожу, поэтому основание можно (и нужно) покрасить полностью заново. Для снятия старой краски (в том числе и неродной коричневой) лучше всего использовать специальную смывку краски. Через некоторое время после нанесения смывки, Корпус второго экземпляра ФГК-49 после покраски и полировки старая краска вспучивается и легко снимается. С корпусом оказалось сложнее. Из оставшихся двух, у одного была более менее в хорошем состоянии центральная часть и очень облезлая крышка осветительного отсека. У другого, наоборот, с крышкой было почти всё хорошо, а центральная часть с большими сколами и ржавчиной. Подвижные элементы корпуса крепятся специальными круглыми распорками с лепестками. Снять их можно, а вот поставить на место проблематично. Поэтому при перестановке крышки осветительного отсека придётся закрепить его винтами. Подготовка поверхности как и при любой покраске - зачистка, обработка преобразователем ржавчины, обезжиривание. Результат подготовки можно увидеть на фото выше, слева. Далее по знакомой уже схеме покраска-сушка-полировка. Результат покраски корпуса на фото справа. Из внутренних работ, как обычно, замена проводки. С защитным кофром в этот раз решил ничего не делать, т.к. состояние у него в целом хорошее. Результат работы по второму этапу на фото ниже. На самом последнем фото оставшиеся детали и крепёж. Ржавый корпус можно выкинуть, а детали и крепёж когда-нибудь ещё пригодятся.

Второй фильмоскоп ФГК-49 после реставрации Второй фильмоскоп ФГК-49 после реставрации Второй фильмоскоп ФГК-49 после реставрации У второго восстановленного фильмоскопа нет выключателя и заменён крепёж кышки осветительной системы Детали, оставшиеся после сборки двух фильмоскопов




Кабель КПСнг(А)-FRLS 1х2х0,5 выгодное предложение в период карантина!