Реставрация, ремонт и модернизация фильмоскопа МФ-85 Огонёк
В обзоре фильмоскопов серии Огонёк я уже писал, что из-за некачественной окраски очень тонким слоем, эти модели часто имеют пятна ржавчины. Помимо простейшей и низкокачественной оптики это вторая веская причина, по которой я не люблю фото 2 связываться с этой моделью. Тем не менее, иногда такие фильмоскопы достаются мне не очень дорого или клиенты просят отремонтировать/восстановить их любимый фильмоскоп из детства. Я уже неоднократно писал, что мантра "такой был у меня в детстве" является сильнейшим аргументом при выборе той или иной модели. Иногда таких людей совершенно бесполезно переубеждать, что существуют более качественные и удобные фильмоскопы.
Изначально я планировал об этом кратко написать в обзоре Огонька, но он получился слишком большой и я решил вынести дополнительные материалы в отдельную статью. По этой причине я, к сожалению, не сделал фотографии в каком виде был данный экземпляр Огонька перед началом работ. Поэтому первые фотографии это уже зачищенный и обработанный преобразователем ржавчины корпус. Тем не менее, по площади обработки вполне можно себе представить в каком виде он был изначально.
фото 3 В оригинале Огоньки окрашивались серой молотковой краской. Найти современные аналоги такой краски труда не составляет, как наливные, так и в аэрозоле. Специальный состав краски способствует изменению поверхностного натяжения плёнки. Благодаря этому получается эффект "кратеров" когда краска из центра капли стягивается к краям. Даже при толстом слое краски, центр "кратера" может оголиться до металла. Поэтому, детали молотковыми красками рекомендуют окрашивать в 2-3 слоя. У Огоньков под одним тонким слоем краски находится голый металл, отсюда все проблемы. На фото слева, сделанном с расстояния 3 см в режиме макросъёмки, можно увидеть структуру окраски и точки открытого металла, которые уже начали ржаветь. При не очень благоприятных условиях хранения (в гараже, на чердаке, в сарае на даче и других местах, где может присутствовать любая влажность) такие точки разрастаются и начинают ржаветь уже под краской. Но справедливости ради, стоит сказать, что иногда встречаются Огоньки и с качественной окраской. Их сразу видно по более толстому слою краски без просвечивающегося металла. А под краской у них грунт оранжевого цвета, который стирается довольно трудно. Могу предположить, что грунт кислотный или эпоксидный. Но встречаются такие, качественно окрашенные, экземпляры довольно редко. Сам
фото 7
фото 6
фото 5
фото 4
процесс покраски, думаю, смысла описывать нет. На фото № 4, 5, 6, 7 можно увидеть готовый результат.
фото 8
Следующий этап это изготовление нового шильдика, так как родной был сильно поцарапан. Модификация МФ-85 встречается не очень часто, но за много лет у меня накопилось три шильдика от этой модели разной степени потёртости в разных местах. Мне удалось из трёх экземпляров восстановить целостный рисунок для самостоятельного изготовления нового шильдика. Сравнительное изображение оригинала и новодела можно увидеть на фото 8.
В обзоре Огонька я так же упоминал о том, что с родной лампой А6-21 качество проекции оставляет желать лучшего. В этой модели используется двухлинзовый конденсор и однолинзовый объектив типа Монокль. Такая оптическая схема чувствительна к размеру источника света. Идеальный источник света для этой схемы — точка, расположенная точно по центру оптической оси. Всё, что больше, вносит паразитные искажения в проекцию. Размер этих искажений зависит от качества оптики и размера источника света. Чем больше источник, тем больше искажения. Лампа А6-21 имеет довольно большое тело накала, поэтому проекция у всех модификаций Огонька МФ-74, МФ-80, МФ-85 имеет ярко выраженную кривизну поля, усиленную сферической аберрацией. Это проявляется в виде размытых углов, когда изображение сфокусировано по центру или в виде размытого центра, когда изображение фокусируется по углам. Для уменьшения этих искажений отлично подходит кинопроекционная лампа К6-30-1, которая имеет в 2-3 раза меньшее тело накала. Это специальная кинолампа для проекционных приборов. По хорошему, именно
фото 10
фото 9
эту лампу изначально нужно было использовать в этом фильмоскопе. Но, видимо, с экономической точки зрения поставили более дешёвую автомобильную лампу и более дешёвый трансформатор, который даёт напряжение 7в. А с таким напряжением просто так заменить лампу на К6-30-1 уже не получится, т.к. она будет быстро перегорать. Чтобы фильмоскопом Огонёк можно было пользоваться с удовольствием, в цепь питания лампы я устанавливаю керамический резистор сопротивлением 0,22Ом, мощностью 10Вт (фото 9, 10). Такая модернизация позволяет понизить напряжение на патроне на 1 вольт и использовать лампу К6-30-1. Пример проекции с обеими лампами можно увидеть на (фото 11). Фотографии сделаны с одинаковыми ручными настройками диафрагмы и выдержки. Кадр диафильма в обоих случаях фокусирован по центру. На проекции с лампой А6-21 можно увидеть, что центр так же менее резкий, чем у соседнего кадра. Сделано это специально, т.к. при полной фокусировке по центру с лампой А6-21 края кадра будут совсем размытыми. А при такой фокусировке будет немного смягчён центр, но края останутся более-менее читаемые. Так же можно заметить, что проекция с лампой К6-30-1 лишь немного ярче оригинала, хотя разница в мощности между этими лампами 43%. В данном случае, надо иметь в виду, что родная лампа А6-21 работала при напряжении трансформатора 7в и это увеличило её мощность и яркость до 25Вт. Кинолампа К6-30-1 подключена через резистор и на неё подаётся напряжение ровно 6в и работает она со своей расчётной мощностью 30Вт. Поэтому разница в яркости проекций не очень большая.
У некоторых экземпляров Огоньков существует проблема с плавной и аккуратной протяжкой диафильмов. В этом виноват фильмовый адаптер, который сделан из тонкого металла и имеет острые углы. За эти углы плёнка цепляется перфорацией и прокрутка диафильмов в прямом и обратном направлениях может заедать. Так же есть шанс перфорацию повредить. Для плавной протяжки диафильмов желательно эти углы сточить и скруглить надфилем (фото 12). Замена резиновых роликов и ограничительной распорки между ними уже давно является стандартной процедурой почти для всех фильмоскопов, которые ко мне попадают. Окончательный результат всех проделанных работ можно увидеть на фото 13.
Как видите, даже у комплектных и работающих фильмоскопов Огонёк МФ-74, МФ-80, МФ-85 всегда есть, что переделать и улучшить для более качественной и приятной работы.
фото 11
фото 12
фото 13
Саеко запчасти - все ремонтируемые модели кофемашин saeco саеко remochka.ru. |
|