Возвращение фильмоскопа Зарница из небытия

Профессия некромант: Воскрешение Зарницы

25.06.2022

По мнению некоторых продавцов этот фильмоскоп находится в хорошем состоянии Иногда мне совершенно не понятно, что творится в головах у фото 2Снизу на фильмоскопе Зарница отсутствует одна ножка и направляющий жёлоб для диафильма людей. Как-то вечером зазвонил телефон и мужской голос рассказал, что разбирал кладовку и предложил приобрести фильмоскоп Зарница в хорошем состоянии. Я работаю недалеко от предложенного места встречи и решил заехать. В том районе находятся старые деревянные двухэтажки, которые на данный момент активно сносятся, освобождая место для постройки новых домов. На месте я увидел три старых барака в виде буквы П. Посреди двора огромная куча досок, шифера и разных вещей. Когда-то это были сарайки, где жильцы складировали всякий ненужный хлам, который хранился там годами и десятилетиями. Скорее всего, некоторых владельцев уже и в живых то нет. Поднялся в квартиру. Открыла женщина и вынесла Зарницу (состояние можете увидеть на фото), которая даже не включилась. Спросил, по каким признакам определили хорошее состояние? Стала что-то рассказывать про редкие вещи, ретро, антиквариат и вообще вещь б/у, а вы хотите, чтобы была как из магазина. Такая модель поведения свойственна многим продавцам, которые считают, что если вещь старая и б/у, то любое её состояние можно назвать хорошим. Конечно же, ни о каком хорошем состоянии тут не может быть и речи. О чём я сообщил хозяйке и выразил готовность забрать этот хлам за 100 руб. на запчасти. Или она может бесплатно отнести его обратно в ту кучу во дворе, из которой вытащила. Стала звонить мужу. Он сказал, что меньше чем за тыщу отдать не готовы. Смешно. Уговаривать не стал и распрощался. Уже внизу услышал крик: «Молодой человек... Ладно, забирайте за 100 рублей». Видимо, назад в кучу нести было лень...
Дома при снятии крышки корпуса оказалось, что у фильмоскопа отсутствует патрон для лампы (фото 5). Полностью с креплениями и проводами. На передней линзе конденсора глубокая вертикальная царапина (фото 6), что на подобных моделях (Зарница, Знайка, ФД-2) не такая уж редкость. При проверке объектива в чистом и настроенном ФД-2 оказалось, что передняя линза имеет заводской брак отливки в виде еле заметной впадины. На проекции это проявляется затемнённым и менее резким пятном. Так же отсутствует одна ножка, направляющая для плёнки под днищем (фото 2) и оригинальные объёмные шайбы заднего крепежа. На первом фото можно увидеть лишь следы вокруг винтов от этих шайб. В общем, фильмоскоп подкачал не только внешним видом, но и техническим состоянием. Впрочем, 100 руб. деньги небольшие и жалеть тут особо не о чем. Из положительных моментов у фильмоскопа в комплекте был адаптер для диафильмов. Ржавый и облезлый, но был.

Передняя линза оказалась с браком, из-за чего на проекции присутствует размытое пятнофото 3 Сзади Зарница выглядит не лучше, чем с других сторонфото 4 Внутри тоже очень грязно и отсутствует патрон для лампыфото 5 Волшебная синяя изолента и царапины на линзефото 6 Внутри эта Зарница выглядит очень печальнофото 7









Что дальше делать с таким комплектом не совсем понятно. Состояние откровенно плохое. Часть деталей отсутствует или повреждена. Хотел оставить его на запчасти, как и планировал изначально. Но, порывшись на складе запчастей, были найдены:

  • Объектив от Знайки с треснутым тубусом и повреждённой задней линзой. Передняя была в хорошем состоянии.
  • Нижняя направляющая для плёнки от Знайки.
  • Патрон с проводами от ФД-2. Крепление к корпусу у него отличается от Зарницы, но в целом совместимо.
  • Большая линза конденсора без царапин от ФД-2.
  • 2 ножки, родные винты и немного ржавые шайбы от Зарницы.

Фильмоскопы Зарница, Знайка и ФД-2 выпускались на одном заводе и имеют очень похожее устройство. Поэтому многие их детали взаимозаменяемы. Пазл начал сходиться и Зарницу решено было воскресить из небытия. Для начла фильмоскоп надо полностью разобрать и вымыть, чтобы окончательно проверить состояние всех деталей. Ещё на грязном фильмоскопе, я сразу же обратил внимание, что направляющий фиксатор для фильмового адаптера зачем-то обмотан синей изолентой, хотя с виду был целый (фото 6). Как оказалось при снятии, без этого волшебства он разваливается на две части. Из положительных моментов - деталь не пытались склеить. Половинки прилегали настолько ровно и плотно, что под небольшим слоем пыли трещины даже не видно. Значит и мне будет восстановить её гораздо проще. Подготовка металлических деталей к покраске состоит из следующих этапов:

- мойка с мылом и щёткой для удаления грязи и рыхлой ржавчины;
- выравнивание замятий металла;
- зачистка наждачкой от крупной ржавчины;
- мойка с кислотным средством для смывки ржавой пыли и окислов с голого металла;
- обработка преобразователем ржавчины для окончательного растворения ржи и оцинковки голого металла;

Так как статья получается большой, то фотографии подготовительных этапов решил не делать. Тем не менее, как выглядят обработанные и подготовленные к покраске железки, все желающие могут увидеть в материалах о реставрации фильмоскопа ФГК-49 или реставрации Огонька. Из остальных работ это разборка объектива и замена бракованной линзы, склейка направляющей опоры для фильмовой рамки с ввариванием металлических скоб для усиления и пайка патрона к трансформатору.

Хромированный крепёж фильмоскопа Зарница отчищен от ржавчины и обработан полирольюфото 8 Дополнительно хотел остановиться на хромированном крепеже верхней половины корпуса. Как писал выше, он был с небольшой ржавчиной. Удалять ржавчину механически на хроме смысла нет, тем более на таких маленьких деталях. Сначала крепёж замочил в кислотном моющем средстве. Потом в преобразователе ржавчины. В целом хром к кислотам нейтрален. Тем не менее, долго держать детали в подобной химии тоже не следует, т.к. через очаги поражения, где хромированное покрытие уже разрушено, кислота попадёт под хром, и плёнка начнёт фото 9Самодельные дубликаты шильдиков для фильмоскопа Зарница частично отслаиваться. Последний этап это обработка шайб полиролью для хрома. В местах бывшей ржавчины, где теперь вместо хрома оцинкованный металл, полироль придаёт оцинковке дополнительный блеск, схожий и хромированным покрытием. Шильдик на этом экземпляре был в хорошем состоянии. Но для покраски лицевой панели его всё равно надо было снимать, поэтому решил использовать этот шильдик для создания дубликатов, которые могут пригодиться в будущем. Да и результат, по моему мнению, получился лучше оригинала (фото 9). Завершающий этап это окончательная сборка и настройка. Уверен, что полученный результат полностью оправдал потраченное время и проделанную работу.
Запчасти, материалы и инструменты, использованные для реставрации фильмоскопа Зарница:
Двояковыпуклая линза конденсора;
Выпуклая линза объектива;
Патрон для лампы с креплением;
Две резиновые ножки;
Нижняя направляющая для плёнки;
Оригинальный хромированный крепёж для корпуса;
Наждачная бумага;
Преобразователь ржавчины;
Краска чёрная глянцевая, зелёная молотковая;
Суперклей;
Металлические скобы;
Полироль для хрома;
Паяльник;

Все детали смонтированы, оптика настроена. Зарница готова к окончательной сборкефото 10 Лицевая панель Зарницы с новым шильдикомфото 11 Патрон для лампы от ФД-2 встал в Зарницу как роднойфото 12 Вот так чисто и аккуратно должен выглядеть внутри фильмоскопфото 13








Внешнее состояние фильмоскопа Зарница после реставрациифото 14 Внешнее состояние фильмоскопа Зарница после реставрациифото 15 Фильмоскоп Зарница после реставрации с родным хромированным крепежомфото 16 Рамка для диафильмов так же приведена в порядок. Резинки и распорка заменены на новыефото 17








Внутренности Зарницы ДО и ПОСЛЕ реставрациифото 18 Убраны замятия на металле и даже контакты на старой советской вилке блестят, как новыефото 19 Из своего запаса запчастей использовал новую ножку и родной хромированный крепёжфото 20








Сзади фильмоскоп Зарница тоже стал выглядеть гораздо лучшефото 21